Рейтинг
0.00
avatar

socialveda

Подробнее ↓

Веды

socialveda
«Веды»:

• «Махабхарата» («великий Бхарата», по имени царя Бхараты) – эпическое произведение, созданное ведическим мудрецом Шрилой Вьясадевом. 100 000 строф этой самой большой в мировой литературе поэмы описывают историю вражды между благочестивыми Пандавами и демоническими Кауравами, которая завершилась битвой на Курукшетре. В состав «Махабхараты» входит «Бхагавад-гита», ярко раскрывающая положение и славу Господа Кришны. В ведической традиции поэма считается «пятой Ведой».

• «Рамаяна» («путешествие Рамы») – древнеиндийский эпос на санскрите, автор которого – великий мудрец Вальмики. Это важная часть священных ведических текстов категории смрити – богооткровенных писаний, дополняющих шрути – изначальные Веды, Упанишады и «Веданта-сутру». В «Рамаяне» излагается история Господа Рамы, чью супругу Ситу похищает Равана – демонический царь Ланки. В эпосе освящаются темы человеческого существования и понятие дхармы – религиозного долга, обязанностей человека. В ней содержатся философские учения древних индийских мудрецов в сочетании с бхакти – путем преданного служения Богу. Действие «Рамаяны» происходит в эпоху Трета-юга.

• Итихасы – дополнительные ведические произведения. Они включают в себя «Махабхарату» и Пураны. Поскольку ведические ритуалы нелегко понять, а «Веданта-сутра» является очень сжатым и сугубо философским произведением, Итихасы предлагают ведическую мудрость в форме рассказов и описаний исторических событий.

• Пураны – тексты древнеиндийской литературы, записанные на санскрите. В них описывается история вселенной от ее сотворения до разрушения, генеалогия великих царей и героев, деяния небожителей, а также излагается ведическая философия и космология. Восемнадцать основных Пуран, дополняющих четыре изначальные Веды, и наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной» признаваемые традицией «пятой Ведой», содержат описания земных воплощений Господа Кришны и деяний Его преданных.

• «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана») – самая важная из основных Пуран, называемая «безупречной Пураной», является обширным комментарием ведического мудреца Шрилы Вьясадева к «Веданта-сутре». В «Бхагавата-пуране» изложена суть Вед. В ней содержатся обширные сведения по философии, лингвистике, метафизике, космологии, астрологии и другим наукам. «Бхагавата-пурана» состоит из 18 000 стихов, разделенных на 332 главы в составе 12 песен (сканд). В первых песнях она рассказывает о сотворении материального мира, повествует о путях самопознания и методах освобождения из него. В «Бхагавата-пуране» описываются истории различных аватар (воплощений) Бога в этом мире, при этом Господь Кришна выступает как Верховная Личность Бога (сваям-бхагаван). Особое значение в этой Пуране придается бхакти-йоге (преданности Богу, основанной на беззаветной любви). В десятой и одиннадцатой песнях детально излагается история явления Господа Кришны в этот мир, Его лилы (деяния) во Вриндаване и наставления Своим преданным (такие как «Уддхава-гита»). Двенадцатая
песнь предсказывает события настоящей эпохи Кали-юги и грядущие катаклизмы на Земле.

• «Бхагавад-гита» («песнь Бога») – одно из самых ценимых духовных произведений в мировой литературе; часть «Бхишма-парвы» «Махабхараты», состоящая из 700 стихов. В ней изложена знаменитая беседа Господа Кришны с Его другом и учеником Арджуной, состоявшаяся перед началом битвы на Курукшетре. В краткой форме «Бхагавад-гита» раскрывает суть духовного знания, а преданность Богу (бхакти) провозглашается наивысшим совершенством, целью существования души.

• Упанишады – класс священных писаний, входящих в состав четырех Вед и излагающих философское учение об Абсолюте и нашем истинном «я». Упанишады также именуются Ведантой, что значит «завершение Вед». В канонический список входит 108 Упанишад.

• «Чайтанья-чаритамрита» – одна из основных биографий, подробно описывающая жизнь и учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Написана на бенгали (с многочисленными вставками на санскрите) Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами (завершена в 1616 году). Эта философская поэма дает богословское объяснение Личности Шри Чайтаньи и особое внимание уделяет бхакти-йоге – практике преданного служения Богу. Одно из главных священных писаний гаудия-вайшнавов – последователей Шри Чайтаньи Махапрабху.

• «Риг-веда» – самая древняя из четырех Вед, представляющая собой собрание религиозных гимнов.

• «Сама-веда» – третья в обычном порядке нумерации четырех Вед; собрание ритуальных песнопений.

• «Яджур-веда» – одна из четырех Вед; в основной части «Яджур-веды», называемой Самхита, содержатся мантры, предназначенные для совершения жертвоприношений в ведической традиции. В дополнительных текстах описывается то, как исполнять ритуалы и жертвоприношения и дается философское толкование мантр, изложенных в основной части «Яджур-веды».

• «Атхарва-веда» – одна из четырех Вед, считающаяся последней в их списке. Представляет собой собрание заклинаний, раскрывающих общественную и личную жизнь людей ведического общества.

«Веды»:

Материальное знание, приобретенное людьми и находящееся в их распоряжении, далеко от совершенства. Несовершенны и способы обретения такого рода знания. Наш разум, на который мы опираемся в познании, ограничен. Все научные приборы, используемые нами для изучения окружающего мира и его законов, – лишь отражение наших возможностей и продолжение наших органов чувств. Их потенциал весьма не высок.
В настоящее время цивилизация стремится получить знания об окружающем мире «восходящим», исследовательским путем, однако при этом следует помнить, что каждый человек обладает несовершенными органами чувств, склонен заблуждаться и совершать ошибки. Следовательно, мы не можем претендовать на полное познание истины – наши знания и представления о мироздании обрывочны, фрагментарны.
Между тем, существует множество материальных реальностей за пределами нашего опыта. Человек не в состоянии познать вселенную материи, что уж говорить о духовной реальности? Материальные чувства не в силах воспринять знание о душе и божественном мире – мире сознания. Но этот высший мир сам открывает себя через святых. Откровения святых о Высшей реальности – нашем подлинном доме, о природе души и тайнах мироздания, называются Ведами.

Веда значит «знание». Однако это знание, обретенное через откровение, а не экспериментальным путем или путем философского теоретизирования. Иными словами, согласно вайшнавской традиции Веды имеют божественное происхождение. Это подтверждается Самим Господом Кришной в «Бхагавад-гите» (3.15): «Деятельность проистекает из Вед, а Веды берут свое начало в Акшаре, Непогрешимом».
В «Брихад-араньяка-упанишаде» (2.4.10) говорится: «Четыре Веды, Итихасы, Пураны, Упанишады, афоризмы и комментарии – все они изошли из дыхания безграничного Высшего Повелителя. “Махабхарата”, “Рамаяна” и другие подобные произведения являются Итихасами, или историческими повествованиями. Существует восемнадцать основных Пуран, с “Шримад-Бхагаватам” во главе, и восемнадцать второстепенных. Из самых известных ста восьми Упанишад одиннадцать являются основными: Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайттирья, Айтарея, Чхандогья, Брихад-араньяка и Шветашватара».
Шрила Вьясадева, составитель многих ведических писаний, разделил изначальную Веду на четыре части: «Ригведу» – древнейшее собрание религиозных гимнов, «Самаведу» – собрание ритуальных песнопений, «Яджурведу» – собрание изречений, используемых в жертвоприношениях, и «Атхарваведу» – собрание заклинаний. Также он объяснил сложнейшие философские заключения Вед на исторических примерах из жизни прославленных царей династии Махараджи Бхараты. Так возникли исторические повествования, Итихасы, такие как «Махабхарата». Эпос «Махабхарата», признаваемая традицией «пятой Ведой», включает в себя «Бхагавад-гиту». Затем Шрила Вьясадева обобщил все знание Вед в форме коротких изречений – сутр – в философском произведении «Веданта-сутре», означающей «завершение Вед». К «Веданта-сутре» впоследствии Шрилой Вьясадевой был написан обширный комментарий, получивший название «Шримад-Бхагаватам». Эта лучшая из Пуран, «Бхагавата-пурана», считается следующей ступенью познания Абсолютной Истины после «Бхагавад-гиты».

Чтобы понять ведические писания, нет нужды прибегать к другим источникам – все необходимое знание содержится в них самих. «Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 7.132 и Мадхья-лила, 6.135) подтверждает эти слова: «Сама по себе не требующая доказательств ведическая литература есть высшее свидетельство всего сущего, но если эта литература интерпретируется, ее свойство самоочевидности теряется. Хотя существуют другие свидетельства, ведическая версия должна приниматься как самая главная. Версия Вед, понимаемая буквально, – самое лучшее свидетельство. Утверждения Вед не требуют доказательств своей истинности».
Шрила Джива Госвами, один из ближайших учеников Шри Чайтаньи Махапрабху, утверждал: «Ни непосредственное восприятие (пратьякша), ни умозрительные заключения (анумана) не могут быть признаны подлинными свидетельствами. Именно поэтому для серьезных искателей Истины существует единственный источник доказательства – Веды, ибо она с незапамятных времен передается по непрекращающейся цепи совершенных, осознавших себя духовных учителей, которые являются вместилищем как материального, так и духовного знания. В их словах, трансцендентных и лишенных недостатков, находят прибежище все ищущие, а их знания обладают непостижимо экстраординарной природой и силой воздействия» («Таттва-сандарбха», 10).

Откровение свыше в процессе самореализации – этот более высокий способ получения знаний о мироздании – известен мудрецам издревле. Следует понять: ученые-материалисты лишь открывают законы, которые свидетельствуют о существовании Бога, Творца законов. Мудрецы же знают, что знание, полученное напрямую из Источника знания, будет превосходить любое материальное по двум критериям: во-первых, оно будет избавлено от названных несовершенств людей; во-вторых, оно сможет дать представление о многих сферах, находящихся за пределами наших чувств.
Однако Господь не открывает духовное знание всем и каждому. Это знание дается святым и мудрецам, которые записывают его. Затем оно передается от учителя к ученику для духовного блага будущих поколений.

В «Бхагавад-гите» (15.1) Господь Кришна провозглашает: «Священные писания описывают этот материальный мир как неизменное баньяновое дерево, чьи корни растут вверх, ветви вниз, и которое именуют ашваттха (преходящим). Питанием ему служат ведические афоризмы, которые представлены листьями этого дерева. Любой, кто знает это дерево таким – подлинный знаток Вед».
В комментарии к этому стиху вайшнавский святой XX века Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Смысл утверждения, что корни дерева этого материального мира обращены вверх в том, что первопричина творения находится в высочайшей святой обители. Все исходит из Всевышнего, и, впоследствии, отдаляется от Него. Утверждение, что ветви этого дерева направлены вниз, указывает на последствия эксплуатации, обрекающие на все более и более низшие рождения, от животных вплоть до самых примитивных организмов. Поэтому баньяновое дерево этого бренного мира известно как ашваттха, означающее «однодневный», или «то, что не доживет до рассвета». Однако оно вечно, ибо постоянно воссоздается силой потока причинно-следственного течения. Листья дерева представляют поддерживающий мироздание раздел Вед, известный как карма-канда. В точности, как листья дерева питают и украшают его, так и этот раздел Вед питает весь мир, отвечая за его развитие и процветание. И в заключение, хотя этот материальный мир разворачивается из вводящей в иллюзию вечной энергии Господа (майи), он временен; и хотя он питается разделом Вед, который посвящен достижению материальных плодов (карма-канда), он описывается Ведами косвенными и завуалированными утверждениями (парокша-вада). И знающий смысл Вед таким подлинно знает их суть.
Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (11.3.43–46): “Внутренний принцип деятельности, бездействия и запрещенных действий описан в Ведах. Но так как Веды являются олицетворением Всевышнего, то даже великие ученые мужи сбиты с толку в попытках определить их заключения. Смысл Вед представлен косвенным и завуалированным образом, дабы наставить своенравных и наивных людей. Как отец убеждает больного ребенка принять лекарство, показывая ему сладости, так и писания, описывая райские плоды благочестивых поступков, действуют с внутренней целью привести к прекращению всей мирской деятельности”».

Веды содержат два вида знаний: не только духовное, но и материальное.
Материальное знание Вед включает в себя разделы, посвященные медицине, архитектуре, военному делу, астрономии и астрологии, кулинарии, музыке, танцам и многому другому.
Духовное же знание дает ответы на самые насущные вопросы: в чем смысл и ценность человеческой жизни; что представляет собой материальное тело и наше истинное «я», душа; каковы взаимоотношения индивидуальной души и Всевышнего; а также в чем состоит практика преданного служения Богу (бхакти), как способ обретения любви к Нему, раскрытия нашей духовной природы и возвращения в духовный мир.